Ильина Ирина Владимировна персональный сайт педагога МБДОУ
статьиИспользование моделирования при коррекции связной речи у дошкольников Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в настоящее время, когда наблюдается увеличение количества дошкольников, имеющих отклонения в речевом развитии, и они составляют самую многочисленную группу детей с нарушением развития. Психологи подчёркивают, что в связной речи отчётливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей. Эффективный способ решения проблемы интеллекта и речи ребёнка - наглядное моделирование, благодаря которому дети учатся обобщённо представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Ребёнок достаточно рано встречается с символами, схемами, моделями - это вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора), знаки машин и т.п. Всё это привлекает ребёнка, он быстро и легко запоминает эти символы, модели, понимает их значение. Опорные схемы - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Учёные также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. Необходимость специальной систематической работы по формированию у детей навыков связных высказываний определяет особую важность изучения вопросов целенаправленного развития связной монологической речи у дошкольников. У детей отмечаются трудности планирования развёрнутых высказываний и их языкового оформления, нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи, большое число ошибок в построении предложений. В дошкольном учреждении составлен комплекс коррекционно-логопедических игр и занятий, направленных на повышение уровня развития связной речи, в основе которых использовался метод наглядного моделирования - схемы, модели, фишки, мини-рисунки детей, сюжетные картинки. Формирование повествовательной речи по сериям картинок, а также по мини-рисункам, фишкам, условным обозначениям, сделанными самими детьми, способствует развитию умения правильно выстраивать сюжетную линию рассказа, приобретению элементарных знаний о композиции повествования, умению использовать разнообразные связи между смысловыми частями текста и предложениями. Обучение рассказыванию по серии сюжетных картинок, выступающей в качестве наглядной модели структуры повествовательного текста, существенно влияет на умственное развитие старших дошкольников. Особый интерес и активность, самостоятельность, творчество вызвало использование условных наглядных схем в виде блоков-квадратов, кругов, которые после чтения и разбора текста заполняются силуэтными изображениями персонажей и значимых объектов. Составление такой схемы позволило детям усвоить способы программирования содержания развёрнутого сообщения путём установления последовательности и взаимосвязи основных смысловых звеньев рассказа. Целенаправленная коррекционно-логопедическая работа с использованием метода наглядного моделирования, способствовала развитию связной речи у старших дошкольников. Это проявилось в повышении самостоятельности при составлении пересказа и различных видов рассказа, существенном улучшении показателей связности, последовательности, информативности повествования, описания, наряду с выраженными положительными сдвигами в лексико-грамматическом оформлении высказываний. При пересказе, используя метод наглядного моделирования, у детей формируется усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями, формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование), передача последовательности эпизодов в соответствии с расположением заместителей. Игровое упражнение «Дополни предложение» Цель: развивать у детей речевую активность. Закреплять понятия о слове и предложении. Оборудование: цветные полоски бумаги. Ход: Педагог говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, выкладывая полоски по количеству слов, чтобы получилось законченное предложение. Например: «Мама купила…..», дети: «книги, краски, тетрадь» и т.д. Побеждает тот, у кого законченное предложение. Игровое упражнение «Заюшкина избушка» Цель: формировать умение подбирать предметы-заместители на основе отличительного признака характерного для внешнего вида персонажа, умение пересказывать знакомую сказку с помощью моделей. Оборудование: карточки с изображением героев сказки «Заюшкина избушка», круги – заместители разного цвета и размера, фланелеграф. При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значения моделирования и композиционного оформления сюжета, самостоятельного отбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка. Для рассказа по сюжетной картине, по серии картин детям трудно «сконструировать ситуацию», изображённую на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин - развитие событий - итог. На помощь детям приходит картинно - графический план. Он служит моделью рассказа, и ребёнку при наличии наглядной опоры остаётся самостоятельно подобрать лексический материал, построить предложения. При составлении рассказов особое внимание уделяется приёмам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления. Игровое упражнение «Потеря» Цель: учить детей придумывать недостающую часть рассказа. Составлять рассказ, связный по смыслу. Оборудование: сюжетные карточки, разделённые на 3 части: 1 часть-начало рассказа, 2 часть-середина, 3 часть-окончание рассказа. На каждой карточке отсутствует одна из частей. Составь рассказ по сюжетной картине. Ты видишь на картине его середину, но не видишь того, что было раньше, и чем закончилась история. Эти части рассказа надо придумать. Сложность обучения рассказов описания обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходимая активная интеллектуальная работа самого ребёнка по выделению признаков и свойств предмета или явления. Прежде чем описывать предмет, ребёнок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать своё отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу. Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде. Игры по обучению описания включают создание словесного образа объекта, признаки раскрываются в определённой последовательности. При рассматривании предметов использовалась сенсорно-графическая схема В.К.Воробьёвой, отражающая сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки. Эта схема помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде. Таким образом, коррекционно-логопедические игры и занятия с использованием метода наглядного моделирования могут использоваться в работе логопедов, а также может быть интересна воспитателям дошкольных учреждений для устранения недостатков формирования связной речи у ряда детей дошкольного возраста. Ильина И.В., воспитатель МБДОУ №146 г.Иваново 12 января 2020 в 22:01
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.